Связь произведений Зейналова с древнегреческими памятниками была вдохновлена «Дельфийским возничим» - знаменитой бронзовой скульптурой V века до н.э. Часто приходя в Пушкинский музей, где экспонируется слепок статуи «Возничего», он ловил себя на мысли, что лента, плотно прижимающая волосы к голове изображенного юноши, напоминает ему купальную шапочку. У современных девушек в бассейне точно также порой выбиваются из-под резиновой шапочки локоны, как они выбиваются у «Возничего» из-под ленты, опоясывающей голову. Это послужило импульсом для возникновения образа пловца.

«Пловцы» Зейналова – это преимущественно погрудные изображения мужчин и женщин в купальных шапочках и плавательных очках, выполненные в гипсе или в бронзе. Нередко персонажи изображены в момент плавания, они словно выныривают из воды на вдохе, чтобы вновь погрузиться в воду. В некоторых из этих скульптур автор стремился достичь особого эффекта «обтекаемости». «В первый миг, когда голова выныривает, она покрыта тончайшим слоем воды, и она имеет обтекаемую форму. Я пытался добиться этого эффекта с точки зрения пластики», - говорит скульптор.
Пловцы