Человек разумный, 2024
Серией «Человек разумный» скульптор Айдын Зейналов обращается к остроактуальной теме экологии и загрязнения мирового океана. Одним из увлечений художника является морская аквариумистика. Погружаясь в исследование этой сферы, он регулярно сталкивался с публикациями о тех масштабных изменениях, которые происходят в мировом океане, и о горах мусора, уже образовавших в его водах целые острова. Океан становится в его понимании тем местом, где можно обнаружить как прекрасное наследие древних цивилизаций (античная голова Аполлона), так и ужасающее наследие, оставляемое цивилизацией современной. Автор вновь задается вопросом - почему мыслящее и эволюционирующее человечество изобретает и создает то, что может его уничтожить (эта идея прослеживалась и в серии «Наблюдатель», которая была показана в Ruarts Gallery в 2021 году).

Ярким образом глобальной экологической катастрофы являются пластиковые пакеты, в огромном количестве плавающие теперь в волнах морей и океанов. Скульптор эффектно обыгрывает эту идею, стремясь передать специфику плывущего пластика в своем излюбленном материале – бронзе. Еще один аспект экологической темы Зейналов раскрывает в ряде иных по характеру произведений. Природа в данный момент вынужденно пытается адаптироваться под новую реальность, и, к примеру, раки-отшельники все чаще используют пластиковый мусор в качестве панциря. Именно они и их новые «жилища», превращающие их в некое жуткое и сюрреалистичное подобие мутантов, становятся героями новой серии. Их товарищи по несчастью - морские коньки, которые в естественном природном окружении цепляются хвостами за кораллы, чтобы их не унесло в открытое море. Теперь же они нередко цепляются за плавающий мусор, который уносит их на встречу гибели. Морские обитатели часто погибают и из-за того, что запутываются в мусоре или заглатывают его. Изображая в одной композиции осьминога и спасательный круг, скульптор побуждает нас задуматься о том, что спасение человека может стать причиной смерти других жителей нашей планеты. Кто в действительности оказывается опаснее - осьминог, породивший в древности легенды о чудовищном гиганте-кракене, или милый единорог в форме надувного детского круга для плавания, убивающий живую природу? Отдельную линию представляет собой в новой серии тема пляжа. В курортных местечках по всему миру вечерами по пляжам проходит обслуживающий персонал, разравнивая и расчищая песок. Находки здесь могут быть самые неожиданные, от ювелирных изделий до детских игрушек. О них напоминают представленные в экспозиции произведения цвета золота. Этот цвет вводит зрителя в заблуждение – «золотые» вещи оказываются при ближайшем рассмотрении всего лишь тем же самым мусором, все вновь и вновь возвращающим нас к вопросам экологии и воздействия на нее «человека разумного».