В этой серии Зейналов размышляет и о вневременном характере военных конфликтов, изображая в некоторых работах не современное огнестрельное оружие, а более характерные для ушедших эпох кинжалы и копья. В скульптурной композиции «Торс» (2018) он использует образ холодного оружия, ранее имевшего и до сих пор имеющего широкое распространение в целом ряде областей Ближнего Востока. Оно известно под названием «джамбия» и представляет собой кинжал с широким изогнутым лезвием, помещенным в ножны предельно необычной формы.

Грубоватая фактура «Торса» отсылает к произведениям Огюста Родена, знаменитого скульптора рубежа XIX–XX столетий. Именно Роден, вдохновившись уцелевшими фрагментами античных статуй, ввел в скульптуру понятие торса как самостоятельного законченного произведения. Согласно его мысли, скульптору не обязательно изображать тело человека целиком, чтобы выразить какую-либо идею, для этого достаточно мощного «выразительного» фрагмента. Так восточное понимание мужества сводится в данной композиции к кинжалам, а западное — к наполненному внутренней энергией торсу, над пахом которого эти кинжалы висят на остатках бронзового пояса, олицетворяя собой само мужское начало.

В «роденовском» духе решен торс и в скульптуре «Воин» (2018). Однако его более активная динамика в данном случае продиктована выбором иного оружия — копья, которое воин готов метнуть во врага. Его тело буквально балансирует на одной точке, опорой для которой становится круглый щит. Сам щит, в свою очередь, опирается на череп горного барана, словно говоря о том, что смерть — это неотъемлемая составляющая любой войны.

Айдын Зейналов много путешествовал по арабским странам, и его всегда поражало то обилие оружия, которое можно увидеть на городских и сельских улицах, оно буквально стало частью обыденной жизни. Эта идея обыденности раскрывается в композиции «Пистолет и птица» (2018) — оружие может просто лежать во дворе дома, и птицы воспринимают его как один из привычных образов окружающего их мира и спокойно садятся рядом или сверху, не ощущая исходящей от него опасности. Ту же мысль транслирует и работа «Поднос с гранатами» (2018), где среди характерных для Ближнего Востока фруктов на богато украшенном орнаментом бронзовом столике с фигурными ножками в виде звериных и птичьих лап лежит боевая граната. Таким образом, возникает особая игра слов и смыслов: одни гранаты могут принести удовольствие, другие — смерть.
Наблюдатель